Царский курган в Керчи
Царский курган в Керчи

Царский курган в Керчи

На этот раз у нас было полдня на быстрое ознакомление с Керчью и мы выбрали три объекта, которые надо было посмотреть.
Первое место, куда мы добрались – Царский Курган, находится он на окраине Керчи, рядом с селом Аджи-Мушкай (Аджимушкай). Крымские степи, палящее солнце, выжженная трава..

И посреди ровного выжженного поля земля открывает свои ворота и ты оказываешься, я бы даже сказала – в потустороннем мире. Очень необычно и несколько будоражит..
Вход в гробницу. (напоминает пламя свечи или форму кипариса).


И внутри тишина, темнота, память веков. Мурашки по коже.. Снаружи мир меняется, идут войны, меняются времена года, поколения сменяют друг друга.. А там внутри – все как и было еще в 4 веке до нашей эры.

Ощущение, что стены над тобой сужаются и проход смыкается… Жуть…

Я нашла вот какую информацию про курган. (фото мои, информация собрана из различных источников, записала все, что было мне самой интересно, более подробно и глубоко – это уж сами).

Раскопки

Археологи, которые раскопали курган в 1858 году, вероятно, испытали те же чувства, что и руководитель экспедиции Антон Ашик, который уже видел множество курганов на территории Крыма. Однако Царский курган поразил его своей необычной и величественной формой. Обследование находки заняло девять лет, начиная с 1833 года, но никто так и не смог определить, кому он принадлежал и когда был построен. Подсказку могло давать открытие еще одного кургана необычной формы, Золотого, раскопанного двадцатью годами ранее. Эта постройка датируется примерно IV-III веком до нашей эры, а способ обработки камней похож на технологии, использованные при создании Царского кургана. Возводили оба погребальных сооружения мастера из Греции.

Тот факт, что Царский курган сохранился до наших дней, можно считать настоящим чудом. Легенды о несметных сокровищах, сокрытых в курганах Керченского полуострова ходили давно. И на рубеже 18-19 веков начинается “поиск сокровищ” в большинстве случаев весьма варварскими методами. Так, приблизительно в 1804 году в Керчи по распоряжению властей было взорвано уникальное сооружение — Золотой курган. Взорвали его чтобы не тратить времени на раскопки, и поскорее добраться до сокровищ.

Раскопки, проводимые в 1830-х гг. под руководством двух соперничавших между собой археологов — А. Ашика и Д. Карейши — велись без системы. Часто без описаний, без зарисовок, и даже без указания мест, в которых осуществлялись поиски. Нередко в процессе раскопок разрушались уникальные сооружения. Но этих людей интересовала только добыча ценных предметов.
Времени на исследования самих курганов не было — необходимо было первым доложить о находке в надежде получить от царя больше милостей. Об этом писал исследователь Н. Мурзакевич, в те годы регулярно бывавший в Крыму по поручению новороссийского генерал-губернатора. Об этом же говорил А. Люценко — преемник А. Ашика на посту директора Керченского музея.


В 1833 году, А. Ашик начинает раскапывать курган в поселке Аджимушкай. По представлениям кладоискателей того времени, чем выше курган, тем больше в нем должно находиться сокровищ. А уж в кургане высотой 18 м. и длиной окружности 250 м. этих сокровищ должно быть просто немыслимое количество.

Однако, по неустановленным причинам, раскопки этого кургана были прерваны на несколько лет и возобновлены лишь в 1836 году. Не исключено, что внутрь кургана Ашик проник раньше, но, не обнаружив там ценных предметов, потерял к раскопкам интерес. А узнав, что в 1837 Керчь посетит император, возобновил поиски. Ведь перед приездом царя в спешном порядке раскапывалось все, что можно.

Как бы там ни было, в феврале 1837 года в «Одесском вестнике» появилась статья о новом открытии А. Ашика. В статье говорилось о найденном в кургане проходе в гробницу, который образуют стены толщиной в сажень. Большие тесаные камни, из которых сложены стены, украшены рустиками. В той же статье сообщалось, что сама гробница пока не найдена. Двумя неделями позже керченскому градоначальнику был представлен рапорт об открытии разграбленного склепа.

По словам А. Ашика, внутри курган был совершенно пуст, в склепе были найдены лишь обломки деревянного саркофага. Однако, никаких следов тех обломков не найдено. Зарисованы они не были. Учитывая репутацию этого археолога, вполне может быть, что никакого саркофага в кургане не было.

Спустя много лет А. Ашик напишет, что очень удивлен тому, что эта гробница оказалась разграбленной. Ведь, в отличие от других усыпальниц, насыпь Царского кургана состоит из чередующихся слоев глины и крупных камней, и раскопать ее было не так просто. Вход в дромос был заложен большими плитами, скрепленными свинцом. А снаружи курган окружала каменная стена. И никаких признаков раскопки снаружи замечено не было. Не в состоянии смириться с тем, что сокровища в кургане не найдены, Ашик уже на собственные средства продолжает раскопки кургана еще в течение нескольких лет. Перерыв его со всех сторон, он нашел только обломки какой-то керамики (которую, разумеется, никто и не подумал сохранять).

Устройство Царского Кургана

Итак, сооружение в Царском кургане состоит из соединенных между собой дромоса (коридора), сложенного из камней с рустами (декоративными выступами) и камеры из гладких камней. Длина дромоса 36 м. (20 м. под сводом и 16 м — открытая часть). Интересная особенность постройки дромоса: если смотреть на дромос снаружи, он кажется короче, чем когда смотришь из камеры.

Камера квадратная, но стены ее плавно переходят в уступчато-кольцевой купол. Блоки, очень плотно подогнанные друг к другу, уложены насухо, без какого-либо скрепляющего раствора. Пол камеры вымощен плитами. Основание камеры покоится на стесанной скале. На стенах нацарапаны загадочные символы, которые сегодня приписывают первым христианам, устраивавшим в кургане тайные собрания. Первооткрыватель кургана считал, что их сделали генуэзцы, когда курган грабили.

В особенностях архитектуры Царского кургана усматриваются сходства с розовой пирамидой в Египте, а также с гробницей Атрея в Микенах. Однако такая конструкция камеры, когда квадратное помещение постепенно приобретает форму многоугольника, а затем переходит в круглый купол, ни в каких древних постройках больше не встречается.

На стене в луче света виден крест.


Версии

  1. Царский курган был построен в первые века владычества греков в Пантикапее. Уровень строительного мастерства, размеры и сама конструкция этого погребального сооружения не имеет подобных себе ни в Греции, ни во всем Причерноморье. По мнению ученых это может говорить о том, что подобное захоронение могло принадлежать лишь царю и весьма вероятно, что эта гробница предназначалась для одного из боспорских царей, скорей всего Левкону 1 (389-349 гг. до Р.Х.), при котором Боспор достиг могущества и экономического расцвета. Эта версия считается официальной. В ее пользу говорит еще тот факт, что причудливый вход в гробницу напоминает кипарис. Это дерево у древних греков символизировало смерть. Но некоторые историки не согласны с такой трактовкой.
  2. Гробница вполне могла принадлежать кому-нибудь из скифских правителей. А тот факт, что ее строили греки по своим же лекалам, — лишнее свидетельство популярности эллинской культуры у кочевых народов Причерноморья.

“Жители Ольвии (один из крупнейших греческих городов Причерноморья. — Прим. ред) старались во всем подражать ионийской метрополии — Милету, ныне это деревня Палатия на юго-западном берегу Турции. Они даже заключили договор с Милетом о совместном гражданстве — исополитии. Скифы тщательно соблюли последовательность милетских месяцев года, сохраняли их название, заучивали строки Гомера. Милетцы в устье Танаиса (античное название реки Дон. — Прим. ред.) основали аналогичную колонию. Таким образом они хотели открыть доступ к скифским внутренним землям”, — отмечает в своей работе российский историк Владимир Миронов.

3. А по еще одной версии, гробницу возвели не в IV веке до нашей эры, а триста лет спустя. И предназначалась она знаменитому “последнему царю Востока” Митридату Евпатору. Он правил Понтийским государством, значительно укрепив его: к 88 году до нашей эры владения Митридата охватывали практически всю современную Турцию и Причерноморье. Впрочем, в результате многолетней борьбы с римлянами царь погиб — по одной из легенд, это случилось на горе в центре современной Керчи, которая впоследствии была названа его именем. Это и породило гипотезу, что курган предназначался Митридату. Однако большинство историков склонны это предположение опровергать, ведь в древнеримских хрониках сказано, что правителя похоронили в городе Синопа на севере современной Турции.

Тайная комната

Ученые до сих пор не могут понять, был ли вообще кто-то захоронен в Царском кургане. С одной стороны, столь примечательная постройка всегда была лакомым куском для многочисленных охотников за сокровищами и “черных копателей”. А с другой — в погребальной камере нет ни одного признака совершенного здесь захоронения.

К этому выводу пришла группа российских археологов, которая в 2000 году исследовала могильник. Тогда же ученые предположили, что в Царском кургане есть секретная погребальная камера. С помощью метода измерения удельного сопротивления почвы в южной части кургана они нашли таинственные пустоты. Причем в этой “лакуне” камни располагались таким образом, будто бы их никто никогда не трогал.

В 2003 году российский инженер Валентин Логвинов решил заняться этой проблемой. “Результаты проведенного поиска сначала, прямо скажу, ошарашили. Но потом — насторожили. А именно: обилием и сложностью подземных пустот, находящихся вне подошвы кургана и имеющих с ним непосредственную связь. Изученные мною ранее публикации о подобных сооружениях аналогов не содержат. В данном случае Царский курган, вероятно, уникален. А ошарашили результаты наполнением обнаруженных пустот”, — писал Логвинов в своей работе.

К востоку и западу от кургана он нашел подземные ходы, протяженностью 12-13 метров, которые в определенный момент смыкаются в один ход. В конце, по всей видимости, находится та самая секретная погребальная камера. Аналогичным образом, кстати, устроены древнеегипетские пирамиды.

“Точка соединения двух параллельных подземных ходов в 12-13 метрах от западной полы кургана имеет каменную неразрушенную замуровку. Трапециевидная пустота, которой заканчивается подземный ход, названная сокровищницей, содержит в себе большое количество цветного металла и цветного стекла (гораздо больше, чем в погребальной камере) и фрагменты керамики. Костей животных или человека не обнаружено”, — отмечает ученый.

То есть Царский курган — это не просто мавзолей. Это сокровищница с системой тайных ходов. Именно этим Логвинов объясняет отсутствие каких-либо следов погребения в главной комнате усыпальницы.

Впрочем, некоторые археологи не согласились с его доводами. Их смутил сам метод биолокации — поиск “магнитных линий” с помощью специальной металлической рамки, признанный антинаучным.

Версия о Христианском храме

Потайная комната стала не единственной загадкой для исследователей. На некоторых участках стены Царского кургана буквально испещрены рисунками, напоминающими кресты. Подобные изображения встречаются в римских катакомбах, служивших пристанищем последователям Христа в I-II веках нашей эры.

Достоверно неизвестно, когда именно христианство проникло в Крым. Например, богослов III века Ориген писал, что на этих землях проповедовали ученики Христа: “Когда святые апостолы и ученики Спасителя нашего рассеялись по всей вселенной, то Фома, как содержит Предание, получил по жребию Парфию, Андрей — Скифию”.

Согласно другим источникам, римские власти ссылали в Причерноморье христиан на каторгу. Там они работали в каменоломнях, располагавшихся преимущественно в Крыму. И, скорее всего, Царский курган был местом их собраний.

Да и сама форма кургана навела часть исследователей на мысль: а не был ли он полноценным христианским храмом?

И стоял этот храм посреди города. А валуны, в большом количестве встречающиеся поблизости — остатки древних строений.

Есть свидетельство А. Люценко о том, что вокруг Царского кургана была ограда, имевшая форму пирамиды. Такую запись он сделал в 1865 году. К сожалению, эта ограда не сохранилась.

“Переход квадратной камеры в круглое перекрытие не имеет аналогов в античной культуре. Этот же прием позднее был использован при строительстве христианских культовых памятников”, — пишет российский историк Александр Матанцев.

Загадок много — а ответов мало. Наверное, поэтому вокруг Царского кургана сложился ореол мистицизма. И он, безусловно, усиливает впечатления от знакомства с этим уникальным историческим памятником.

Еще про непонятное

Одна из загадок кургана — на что он ориентирован. Традиционно вход в погребальные курганы расположен на востоке. Царский же курган не вписывается в общую картину, и «смотрит» на юго-запад. Считается, что этот курган ориентирован на акрополь Пантикапея. Мол, царь и после смерти будет наблюдать за своей столицей. Однако, тщательные исследования показали, что нет, вовсе не гора Митридат была ориентиром при постройке Царского кургана. Есть версия, что направление входа в курган привязано к точке захода солнца в день зимнего солнцестояния.

Еще одна странность — ось погребальной камеры развернута на 3 градуса относительно оси дромоса. Объяснения этому явлению приводятся самые разные. Кто-то считает, что направление изначально было неверно просчитано и корректировалось уже в процессе строительства.

Отклонение оси дромоса от оси камеры

Символы на стенах — еще один повод для дискуссий. Официальная версия — эти символы нанесли на стены христиане примерно во 2 веке. Почему христиане? Так кресты же! Знатоки, однако утверждают, что эти кресты не христианские. И что такой символ, как равносторонний крест, существовал задолго до христианства.

Такие символы обнаружены на стенах камеры Царского кургана

Славянисты в этих знаках видят славянские черты и резы. А единственную читаемую надпись расшифровывают и как «космос», и как «космач», и даже как «Косьма» (имя такое). А в рисунках ухитряются разглядеть летательные аппараты.

Сокровища

Тем не менее, в музее, расположенном рядом с Царским Курганом выставлены сокровища, которые были найдены при раскопках.

Насколько я понимаю, сейчас, после 2021 года и каких-то погодных катаклизмов в Царский курган не попасть, закрыт для посещения. Но когда будет возможность – нужно обязательно.

Поделиться записью

Один комментарий

  1. На одной из стен погребальной камеры вырезаны христианские религиозные символы, имеющие более позднее происхождение. Возможно, курганом пользовались как культовым сооружением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *