& TRAVEL & PHOTO | Фотоотчеты о путешествиях по России и Европе.
Из России в Грузию, или граница в Верхнем Ларсе
Из России в Грузию, или граница в Верхнем Ларсе

Из России в Грузию, или граница в Верхнем Ларсе

В этом посте рассказываю, как мы проходили границу в Верхнем Ларсе, а в следующем будет всяческая нужная информация, правила прохождения границы и прочее полезное: Все, что нужно знать перед поездкой в Грузию.

Итак,

Владикавказ – Верхний Ларс

Если уж выбрали дорогу в Грузию из Владикавказа – то придется пройти через все испытания :), это как в анекдоте – остается расслабиться и получать удовольствие.

Однозначно, в нашем путешествии прохождение границы – точно не самый легкий момент, выматывающее мероприятие, надо сказать. Мы ж еще 8 часов уже в дороге были, из Кореновска, но это мелочи, к границе мы подъехали около 13 часов дня бодрые и веселые.

Верхний Ларс – единственный сейчас пограничный переход между Россией и Грузией. Других вариантов нет. Через Абхазию и Южную Осетию – нет, нельзя. Там переходы закрыты и запрещены. (А если в паспорте, вдруг, штамп Абхазии – то в Грузию не пустят. Имейте ввиду.)

* Но сейчас вроде как уже открыли прямое самолетное сообщение между Мск и Питером и Тбилиси, поэтому психов, типа нас, любителей ездить на машине по всяким местам – сильно поубавится, что улучшит время прохождения границы, конечно же. Но не точно 🙂 Психам только дай поездить. Я считаю, что если бы не прошли этот маршрут прохождения границы – мы много бы потеряли. Мы устали зверски, но впечатлений было масса.

От Владикавказа дорога идет прямо на горы, на Главный Кавказский Хребет. Сначала они прорисовываются силуэтами в голубой дымке,

потом проступают в реальность и в какой-то момент ты уже внутри, горы со всех сторон – впереди, сзади, справа, слева, сверху! И с каждой минутой вершины все выше поднимаются над дорогой, красоты все больше, дух перехватывает все сильнее.

Ехать от Владикавказа минут 40, дорога начинает извиваться пока еще легким серпантином и потихоньку подниматься вверх.

Периодически коровы преграждают путь. Здесь это нормально – коровы, собаки, кабаны и свиньи – норм. ) Осторожнее надо быть.

Переход границы КПП Верхний Ларс – Казбеги

От Владикавказа до пункта пропуска “Верхний Ларс” ехать близко, минут 40, как я выше уже писала. Дорога здесь двухполосная, довольно узкая, погран переходы (РФ, нейтральная полоса, Грузия) находятся в поселке Верхний Ларс в узком ущелье среди гор. Еще несколько туннелей, три штуки, насколько я помню. ( из-за туннелей запрещен пешеходный переход границы, если вдруг кто пошел пешком – извольте проситься в машины и автобусы). Туннели впечатляют, особенно первый после Российской границы. Как будто гномы вырыли в горе проход и все, ни асфальта, ни освещения.. Но это потом. Для начала вы в любом случае упираетесь в жопу бесконечным фурам.

Как-то по-другому, в другом месте, не стоять, без очереди – нет, никак невозможно, нет вариантов. Других дорог нет.

Дорога к границе идет вдоль реки Терек, над ущельем с обеих сторон горы. Чем ближе к границе – тем выше и мощнее, серее и лысее. 🙂 А река к концу августа уже малоинтересная, практически пересохшая, иногда совсем тонким ручейком – но бежит, несется с большой скоростью среди гор вдоль дороги. Судя по всему мощная и полноводная весной, когда снег и ледники тают.

А сейчас еще и мутная река, вода серо-белая, как будто плотная, похоже, несет в себе пыль – песок – камни с гор.

КПП Верхний Ларс – Казбеги работает круглосуточно и круглогодично и закрывается только в совсем плохую погоду. Есть два получасовых перерыва у сотрудников КПП в сутки, где-то около 9 утра и 21 вечера, но я полагаю, они будут не особо заметны в общем ожидании.

Понятно, что т.к. это единственный погранпереход между РФ и Грузией – реалии нашей жизни внесли свои коррективы и КПП не был готов к такому трафику. Изначально как было: ну граница посреди гор, где иногда ну кто-то проедет. В интернетах писали, что в доковидные коды до аж до 50 автомобилей в день проходило. Заморачиваться смысла не было в обустройстве перехода.

Забегая вперед скажу- мы прошли обе границы за 4 часа. Это средне-нормальное время. Меньше часа я не видела в отчетах, ( на обратном пути мы сами за 1,10 прошли, но это уже 28 августа было, конец сезона), больше и сильно больше – встречала. В сезон – 3-4-5 часов – норма, хорошая норма, ибо и 8 часов тоже можно стоять, и 20. И вон даже по 2-3 суток стояли в сентябре 2022 года. Всяческие многочисленные телеграм чаты и каналы сейчас помогают в режиме реального времени отслеживать ситуацию на границе, планировать время и дают общее понимание что и как вообще и какие нюансы.

Нюансы есть. Все же любая информация от посторонних и из интернета – все же ничто по сравнению с собственным опытом.

Про нюансы и про наш опыт

Дорога узкая – стоит многокилометровая очередь из фур. Они как бы сами по себе и стоят свою отдельную очередь. Но ты пока об этом не знаешь. Встаешь, прифигеваешь. И вот такой ты упираешься в хвост фур, ужасаешься от мысли, что в этой пробке стоять недели две точно и ты умрешь с голоду, потом понимаешь, что тебе не сюда, а в соседний ряд все же можно и можно ехать вперед пока не упрешься в пробку обычную из обычных человеческих машин. Встаешь уже тут. А какие-то фуры из соседнего ряда все же оказываются в очереди из обычных автомобилей тоже, и тут же автобусы – они в одной очереди с тобой. Все вперемешку.

Деться некуда – есть очень узкий проезд для встречных машин – а за ним край дороги – там или обрыв или речка, или вместе – обрыв и речка. И вот по встречке регулярно несутся горные гордые орлы на своих железных конях чаще всего с номерами 015 региона – и вуаля – получите распишитесь пробку, из которой вообще никак и никуда. И вот такой горный хлопец требует, чтобы все перед ним расступились и его пропустили – а он уткнулся во встречную полосу и все всем перекрыл – там и машины и автобусы на много -много километров и им никуда не деться – дорога в две полосы – а уже все стоит в три ряда точно ( не забываем про ряд фур). И вот стоят они как бараны упертые, и ни туда – ни сюда. Минут 40 на одном месте стоять и спорить и не давать проехать ни одной машине ни в одну сторону – норм. Потом задним ходом пятиться, возмущаясь, что все им тут мешают, активно жестикулируя и громко ругаясь.. как-то разъезжаются – движение начинается и через 3 минуты все опять повторяется. И так долго-долго.

Или в туннеле ( а там несколько туннелей между границами) – вот такое вот, и стоишь и ничего не сделать. В темноте, без движения. Ничего не видно – не понятно, и стоишь как дурак в темном туннеле на одном месте – а просто два вот таких барана встали напротив друг друга и кто кого переубедит уступить.

Туннели для наглядности: первый туннель, который гномы прорыли и два следующих – впечатлиться очередью на границу на встречке. (когда-нибудь я научусь снимать видео и перестать делать их вертикальными, ыыы, снимать удобно, а потом бееееесятт).

Или едет навстречу фура, доезжает до такой же фуры, стоящей впереди тебя – водители поравнялись, окна открыли и давай друг с другом обсуждать погоду-пробки-корову-удой молока и урожай.. А все ждут. Движение остановилось в обе стороны. Фух, поговорили, трогаемся.

И это просто бесконечно. Мы сначала охреневали, потом возмущались, затем удивилялись, потом уже просто наблюдали. Кавказ, что поделать.. эх..

Погранцам – пофиг. Ходят меееедленно, делают все мееееедленно. Но если вдруг у пограничника прямо на глазах кто-то оборзел и проскочил по встречке и пролез вперед – то такого борзеца развернут и отправят в конец очереди, разумеется, никто и не подумает подвинуться и пропустить. Поэтому – сразу настраиваться – спокойно и вежливо стоять и ждать своей очереди! Запастить водой-едой-терпением и хорошим настроением.

Да! и бензином заранее. (от Владикавказа до Тбилиси с бензином сложно, канистры везти с собой нельзя).

Бардак на границе – какого давно не видели нигде. Асфальт? какой такой асфальт. Воды купить? Туалеты? Это точно не про это. Пыль стоит, жарко. Присесть негде. Ниче не понятно – куда, что, как. Никаких указателей. Народ бОрзый – хочется встать вот прям тут – почему бы и нет. Хочу-стою, мне только 5 минут постоять, а ты подожди.

Прохождение границ

Пассажиры проходят границу отдельно от водителя: нужно выйти из машины с паспортами и пешком дойти до здания погранслужбы, где сначала бурлит огромная толпа ничего не понимающих людей, потом как-то толпа выруливает в очереди к окошкам, там проверят паспорт и поставят штамп о выезде из России. (потом еще раз все то же самое на Грузинской границе уже). Потом можно ждать свой автомобиль на улице. (сесть негде, тени нет). Водитель все это время находится в очереди из машин на улице — там всех ждет стандартный досмотр машины и проверка документов.

Машины надо открыть все – но смотрят поверхностно, вопросов не задают, штамп-штамп, следующий.. Так и с авто, так и с пассажирами.

Вероятно, нам повезло, вероятно, кого-то досматривают тщательно и задают много вопросов. Я только про наш опыт говорю.

( на обратном пути даже мне не пришлось выходить из машины и куда-то идти отдельно в здание – были кабинки с погранцом в каждом ряду, как в Эстонии и Финке на границах) – подъехал, доки предъявил, машину открыл, штамп-штамп-следующий. )

Общаются по – русски с русскими. Или по-грузински с грузинами. Никаких проблем.

В общем, в какой-то момент, мы прошли этот квест и оказались по ту сторону границы. Всего-то 4 часа и Ура. Мы в Грузии!!!!

Нюансы, наконец-то (про Границу, не про Грузию!)

  • Гринкарту можно купить много где, цены разные 2-4 тыщи на наши деньги, мы купили в каком-то очередном ларечке после Владикавказа но до погранперехода за 2300 вроде бы на 14 дней. Но можно и на границе и сразу после – вариантов много, но после границы уже все в лари – иметь ввиду.
  • Лари поменять негде, сим карту купить негде, после границы интернета нет, связь – роуминг (дорого! по тарифам вашего оператора, но как-то запредельно!)
  • Дьюти фри по дороге туда – не работал, по дороге обратно попали. Оплата картами, которые не работают, наличкой евро – долларами или лари. Ассортимент – скудный. Какой-то алкоголь, конфеты, чуть-чуть парфюма 10летней давности…
  • Наши карты не работают нигде никакие. Везде берут наличку. Много где можно расплатиться долларами-евро, если нет лари. Курс особо не пересчитывают. (плюс-минус)
  • Воды не купить, плюшку не купить. Туалет где-то был.
  • Сколько стоять на границе – не предугадать. Надо мониторить и надеяться на везение, наверное. Но вот стариков и маленьких детей было жалко. Им очень некомфортно и в очередях, и в пробках. И мы вымотанные приехали очень за всего 4 часа.

Про все правила – будет отдельным постом, там вроде как есть все нужное и полезное для начала. Иначе слишком много информации для одной статьи.

Да, кстати! При том, что пока ехали – в том же Владикавказе жара была 40+, то на границе жара не очень ощущается, тк все же горы вокруг.. А вот пыль – очень – горные породы пылят. Но не такая как наша Питерская пыль, а белая, каменная.. Все в этой пыли.. Волосы, одежда, кожа..

Граница позади, нам еще чуть-чуть. Сейчас нам не до осмотров красот культурных и исторических, хочется добраться до цивилизации и в душ. У нас все же позади уже 12 часов пути. Мы несколько устали.

Дарьяльский монастырь

У нас остановка на вечер-ночь в Степанцминде. Едем, знаем, что близко, но как-то не точно. Но навигатор-то больше не работает!! Интернета-то нет!

Мы где-то в горах, перевал, серпантин, небо заволокли тучи, голубое безоблачное небо осталось с другой стороны Кавказского хребта на Российской стороне – и кап-кап и хлынуло как из ведра! Вы представляете, что такое ливень, а ты на перевале в горах? Незабываемое зрелище и ощущения, надо сказать!

Но не переключайтесь…

Поделиться записью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *